Реформы Узбекистана в сфере предупреждения и ликвидации расовой дискриминации

Целью проводимых всеми странами реформ всегда было обеспечение прав и свобод человека, в том числе выполнение принятой 21 декабря 1965 года большинством государств Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В данном международно-правовом документе подчеркивается, что любая политика достижения расового превосходства на основе расовой дискриминации является незаконной, морально и формально осуждается и запрещается.

Статья 8 Конвенции предусматривает создание международного контрольного органа – Комитета по ликвидации расовой дискриминации, рассматривающего отчеты государств-участников и жалобы отдельных лиц в связи с нарушением условий Конвенции.

Начиная с 1970 года был создан Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, который функционирует в качестве договорного органа ООН, которому государства-члены Конвенции раз в четыре года должны представить доклад о реализации положений Конвенции, ее отражении в своем национальном законодательстве. Раз в два года они должны представлять краткий отчет о новых данных о ситуации по стране. 28 сентября 1995 года Республика Узбекистан присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и направила в вышеуказанный Комитет более десяти национальных докладов о ее выполнении.

3-4 декабря 2019 года в Швейцарии (г. Женева) в рамках 100-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации, с участием делегации нашей страны во главе с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмалем Саидовым был рассмотрен Десятый - Двенадцатый периодические доклады Узбекистана о выполнении положений Конвенции по итогам которого Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации были приняты заключительные замечании и рекомендации, направленные на дальнейшее продвижение Конвенции в стране.

15 октября 2020 года принято Совместное постановление Кенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан “О Национальном плане действий по выполнению Заключительных замечаний и рекомендаций Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации по итогам рассмотрения Десятого – Двенадцатого периодических докладов Республики Узбекистан по выполнению положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации на 2020 - 2022 годы”, разработка которого осуществлялась Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека при участии государственных органов и ННО.

Палатами парламента был утвержден Национальный план действий по заключительным замечаниям и рекомендациям Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, создана Комиссия по мониторингу (НПД) его реализаций, определен ряд важных задач министерств и ведомств, по сбору статистики о реализации норм Конвенции, разработке комплекса мер на 2020-2025 годы по обеспечению прав и социальной поддержки этнических групп люли/рома, изучению целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции 1954 года о статусе апатридов и Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства и другие. Всего в НПД закреплено более 20 мероприятий направленных на совершенствование государственной политики в области межнациональных отношений.

Согласно пункту 1 НПД, Комитетом государственной статистики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, а также с участием экспертов Всемирного банка разработан проект закона Республики Узбекистан «Об официальной статистике». Данный законопроект был рассмотрен и концептуально одобрен депутатами в первом чтении на очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 19 ноября 2020 года.

Кроме того, налажено проведение взаимных консультаций и диалогов со всеми 140 национальными культурными центрами республики по выявлению вопросов, с которыми сталкиваются представители этнических групп в реализации своих прав и свобод. Проведенные исследования показали, что основной проблемой реализации своих прав и свобод представителями других национальностей в нашей стране является получение гражданства Республики Узбекистан.

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека разработал инициативный проект закона о принятии Закона Республики Узбекистан «О равенстве и недопущении дискриминации», ответственные министерства и ведомства представили свои предложения с учетом опыта зарубежных стран, а также особенностей национального законодательства. Работа по данному законопроекту продолжается, после его доработки он будет размещен на сайте Центра для широкого общественного обсуждения.

Следует отметить, что в соответствии с п. 4 НПД был проведен мониторинг ситуации в области обеспечения прав и обеспечения социально-экономических и иных прав этнических групп люли/рома в нашей стране. По данным Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами, в Узбекистане насчитывается 86 563 граждан национальности люли/рома, из них 45 092 женщины и 41 471 мужчина. Установлено, что число несовершеннолетних в возрасте старше 16 лет составляет 46 422 человека (получивших паспорт 27 803 человека), а несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет - 25 925 человек (из них 10 206 пока не получили свидетельства о рождении). Из 86 563 люли/рома 30 506 не имеют никакого образования, 16 190 - безработных. В настоящее время изучаются причины несоблюдения прав люли/рома в указанных областях.

30 декабря 2020 года было проведено совещание по актуальным задачам повышения уровня жизни люли/рома, проживающих в Узбекистане, повышения их участия в жизни страны, и утверждена «Дорожная карта» мер по увеличению их участия в общественной жизни в стране.

Ответственными министерствами и ведомствами проработан также вопрос о целесообразности присоединения Республики Узбекистан к Конвенции о Конвенции о статусе апатридов 1954 года и Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года в соответствии с рекомендацией Комитета по ликвидации расовой дискриминации для устранения препятствий при представлении гражданства и предотвращения утраты гражданства лицами, в частности, принятия экстренных мер для предотвращению утраты гражданства отдельными лицами.

На основании статьи 6 Закона «О гражданстве Республики Узбекистан», принятого 2020 года 13 марта в новой редакции, более 50 тысячам лицам предоставлена возможность получить гражданство Республики Узбекистан. Что привело к снижению числа лиц без гражданства. В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года лицам без гражданства, постоянно проживающим в стране до 2005 года, будет также предоставлена возможность получить гражданство Узбекистана напрямую, что позволит еще 20 тысячам человек стать гражданами Узбекистана. Будет введен постоянный порядок предоставления узбекского гражданства непосредственно лицам без гражданства, постоянно проживающим в Узбекистане течение года. Эта важная тема была затронута в ходе выступления главы нашего государства на 46-й сессии Совета ООН по правам человека в Женеве 22 февраля с.г.

В целом, в Узбекистане выстраивается четкая система решения существующих проблем, ограничивающих обеспечение прав и свобод человека, установленных Конституцией Республики Узбекистан. Одним из приоритетных направлений государственной политики является своевременная реализация национальных планов действий, по итогам рассмотрения национальных докладов Узбекистане по правам человека с учетом зарубежного опыта.

 

Сардор Мадалиев,
Хусниддин Холмаматов,
ведущие специалисты
Отдела анализа и исследований в области прав человека,
Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

*фото взято из интернета

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech