Безопасность на дорогах наша общая забота

Ко Всемирному дню жертв
дорожно-транспортных происшествий–15 ноября 2020 г.

 

История этого дня началась в далеком 1993 году в Великобритании. Именно в то время в Европе на дорогах погибло наибольшее количество людей - около 50 тысяч.

Мероприятия первыми стала проводить британская благотворительная организация Road Peace, оказывающая помощь людям, пострадавшим в результате ДТП. C 1995-го день памяти поддерживает и Европейская федерация жертв ДТП. Постепенно эту проблему стали поднимать и в других странах. Через несколько лет, в 2003 году, ВОЗ, учитывая серьезность последствий дорожно-транспортных происшествий, поддержала эту инициативу.

И уже в 2005 году выдвинула предложение об учреждении дня памяти на площадке ООН, которое и было принято мировым сообществом.

К слову, невозможно переоценить важность безопасности на дорогах, так как каждый из нас является участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира, велосипедиста. Да, автомобильные средства передвижения решают вопрос быстрого перемещения людей и перевозки грузов, но при этом являются источником повышенной опасности. Последствия ДТП сопоставимы с потерями в локальных военных конфликтах.

Так, по сведениям Открытой базы данных, в 2019 году на дорогах погибло около 1,4 млн населения планеты. Травмы в результате ДТП являются восьмой по значимости причиной летальных исходов в мире и главным фактором смертности среди детей в возрасте от 5 до 14 лет, а также молодежи от 15 до 29 лет.

В свете таких показателей можно говорить о глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения. Также с уверенностью можно сказать, что если не предпринять последовательных и действенных мер в сфере, то, по прогнозам специалистов ВОЗ, к 2030 году ДТП станут седьмой по значимости причиной смерти в мире.

При такой ситуации страдают не только люди, но и экономика государств, которая теряет из-за ДТП от 3 до 5 процентов ВВП. Последствия ДТП ложатся тяжелым бременем на сферу здравоохранения (оказание медицинской помощи), социального обеспечения (выплаты пособий по инвалидности и потере кормильца, содержание детей, оставшихся сиротами, и т.д.), национальную и международную экономики (потеря трудоспособности пострадавших в ДТП и гибель людей, а это в свою очередь приведет к недополучению той пользы, которую принесли бы граждане своим трудом).

В связи с глобальным масштабом проблемы растет необходимость в проведении мероприятий, информирующих о ситуации в данной области на всех уровнях государственных и общественных организаций.

Многое уже делается. На телевидении и радиостанциях транслируются передачи, описывающие положение дел в защите здоровья и жизней участников движения. Проводятся различные акции, призванные привлечь внимание к факту гибели людей на дорогах.

К примеру, это всенощное бдение при свечах перед затемненной Токийской башней в Японии; детские автокресла, символически изображенные с деревянными крестами в Новой Зеландии; мемориальный лес, высаженный в память жертв ДТП в Люксембурге. Также благотворительные организации производят сбор добровольных пожертвований в пользу людей, нуждающихся в лечении после травм, полученных в авариях. В настоящее время публикуется официальная информация о жертвах ДТП, проводятся мероприятия, на которых рассказывается о важности соблюдения ПДД, специалисты дают советы о том, как действовать при возникновении ДТП.

На международном уровне в этот день проходят тематические мероприятия. Обсуждается важность глубокого понимания необходимости безопасности дорожного движения как насущной проблемы сегодняшней реальности. Отмечается, что вопрос дорожно-транспортного травматизма - это проблема, которую можно и нужно решать посредством мер профилактики, и для этого необходима твердая политическая воля как на национальном, так и международном уровнях. Сегодня и перед Узбекистаном, закрепившим в статье 24 Конституции право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека, стоит вопрос сведения на нет гибели и травматизма людей на дорогах. Органы внутренних дел, ответственные за это направление, ведут постоянную работу по сокращению случаев ДТП, что видно по цифрам, которые сообщает ГУБДД МВД. К примеру, количество дорожно-транспортных происшествий в Узбекистане снизилось по итогам января-августа 2020-го относительно аналогичного периода прошлого года на 12,6 процента и составило 3596 случаев. Число ДТП со смертельным исходом сократилось за отчетный период на 17,1 процента и до 991 прецедента, с телесными повреждениями различной степени тяжести - на 10,8 процента и до 2920 единиц. Но этого еще недостаточно.

В августе текущего года министр внутренних дел Пулат Бобожонов сообщил, что если за последние три года и семь месяцев жертвами умышленных убийств стали более 1500 человек, то от ДТП, произошедших по неосторожности, погибло в пять раз больше - около 7500 граждан.

Что же является причиной такого опасного передвижения по дорогам?

Очевидно, это не один или два фактора, а целый ряд причин, в том числе и из разряда психологических. Важный момент - низкий уровень культуры вождения. Причинами аварий являются превышение скорости, вождение в нетрезвом виде, пользование мобильными телефонами за рулем, игнорирование ремней безопасности, нарушения правил стоянки, неосторожность водителей, а также неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное освещение, отсутствие тротуаров и другие.

Пешеходы в свою очередь совершают переход улиц в неположенном месте, передвигаются по дорогам в наушниках и смотря в телефон.

Необходимо обратить внимание на расположение переходов и насколько они удобны для участников движения. Зачастую, чтобы попасть в магазин, детский сад, школу или на требуемую остановку общественного транспорта, человек вынужден идти очень большое расстояние до официального перехода.

И это нужно учитывать в процессе организации дорожного движения.

Следует также больше внимания уделять информированию о ПДД и знаках на дорогах всех потенциальных пешеходов с самого юного возраста с целью подготовки их к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении.

Огромную роль в повышении безопасности для пешеходов также сыграет оборудование освещенных тротуаров вдоль всех дорог - как центральных, так и внутриквартальных и махаллей, вблизи учебных заведений, развлекательных и культурных объектов. Воплощение таких предложений, конечно, предполагает определенные вложения, но они непременно оправдают себя, сохранив жизни наших граждан.

Кроме того, что следует улучшать качество дорог, необходимо также модернизировать систему обучения водителей. Анализируя ситуацию с количеством и тяжестью аварий, можно говорить о большом числе водителей с неудовлетворительными навыками вождения и знаниями правил дорожного движения. Конечно, существуют ситуации, когда даже опытный водитель может не справиться с управлением автомобилем, например, в неблагоприятную погоду или при плохом состоянии дороги, но задача в том, чтобы свести к минимуму количество ДТП и их последствия.

Мало дать знания правил дорожного движения, нужно воспитать культурного и ответственного водителя. Необходим мониторинг того, какие автошколы обучали тех водителей, которые совершают ДТП, и в соответствии с этим составлять рейтинг. А также определить меры, которые помогут автошколам повысить качество образования водителей.

Водители, несущие ответственность за свои действия при управлении автотранспортом, не садятся за руль в нетрезвом виде, не превышают допустимую скорость, не отвлекаются на мобильные устройства связи, соблюдают дистанцию, цветовые знаки светофора и другие необходимые правила для безопасного нахождения на дороге всех участников дорожного движения, то есть уважают себя и тех, кто находится рядом. Именно ответственный водитель уступит дорогу пешеходу на нерегулируемом переходе, даст возможность спокойно завершить переход на светофоре и не будет создавать опасную ситуацию резким торможением и другими небезопасными действиями.

К сожалению, пока небольшое количество автовладельцев может этим гордиться. Существующая система наказания штрафами и даже уголовной ответственностью не может в полной мере справиться с ситуацией на наших дорогах.

И при таком положении на портале коллективных обращений Mening Fikrim звучит предложение разрешить управлять автомобилем по достижении 16 лет... Объясняется это примером зарубежных стран и возможностью трудоустроить старшеклассников и студентов, что впоследствии будет способствовать сокращению преступности среди них. Когда речь идет о школьниках, где уверенность, что право на вождение будет использоваться для работы? Кто и как станет это контролировать?

Согласно данным, предоставленным УБДД ГУВД Ташкента, с 1 января по 7 июля 2020 года произошло в общей сложности 320 дорожно- транспортных происшествий. В 284 из них были зарегистрированы телесные повреждения, что на 134 случая, или 27 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Людей, получивших телесные повреждения в данных ДТП, в этом году зафиксировано 384, что на 142, или 27 процентов меньше, чем в 2019-м.

В результате можно говорить, что группой риска являются водители от 18 до 37 лет, на их долю пришлось 215 дорожно-транспортных происшествий, в 23 из которых погибли люди.

И это при условии, что управлять автотранспортом можно с 18 лет. А что будет, если при существующих условиях в автошколах, состоянии дорог и других дорожных устройств за руль сядут как морально, так и физически не сформировавшиеся личности? Есть вероятность, что предположение о сокращении преступности не реализуется, а преступления перейдут из разряда хулиганства, в разряд причинения телесных повреждений разной тяжести и до не предумышленного убийства.

Можно говорить о снижении возрастного ценза для получения прав на управление автотранспортным средством, при внесении качественных изменений в процесс обучения вождению. Это оснащение специально отведенных и оборудованных площадок для занятий вождением. Привлечение для подобного рода обучения, на основе волонтерского движения, профессиональных водителей и сотрудников Государственной автоинспекции скорее всего уже ушедших на заслуженный отпуск. Введение в школьное образование, на факультативной основе, уроки «автодела», где и давать возможность изучать правила дорожного движения, разбираться в строении автомобиля, приобретать навыки вождения. Но это станет возможно при материальном переоснащении школ для приобретения учебного автомобиля, оплаты преподавателя, оборудования специального класса и других учебных материалов.

Решение данной проблемы требует согласованных и долговременных усилий со стороны органов государственной власти, гражданского общества и средств массовой информации. Широкомасштабное осведомление о проблеме смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, которые можно предотвратить при обязательном соблюдении уже действующих законов в этой области всеми участниками дорожного движения, обустройством достаточного количества мест стоянок транспорта, удобных и рациональных тротуаров и переходов, вниманием к состояния дорог, особого внимание к качеству обучения в автошколах, к мерам по укреплению служб для оказания неотложной медицинской помощи.

Основываясь на анализе существующей ситуации в сфере дорожного движения, ответственным органам стоит уже сегодня предпринимать действия для программно-целевого подхода в решении проблем аварийности на дорогах страны. Действовать, ради спасения жизни ныне живущих, это то, что мы можем сделать в память о тех, кто погиб на дорогах всего мира.

 

Сафарова Н.
Национальный центр
Республики Узбекистан
по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech