Обеспечение защиты прав людей с ограниченными возможностями

На сегодняшний день в современном мире основной ценностью правовой жизни любого общества является право на жизнь, в первую очередь если речь идёт о праве на жизнь лиц с ограниченными возможностями.

По оценкам экспертов, в мире примерно 650 млн. людей имеет инвалидность, что составляет около 10% от численности населения всех стран мира.[1] Из них свыше 80% являются безработными, хотя около 470 млн. находятся в трудоспособном возрасте и имеют возможность трудиться в обычных производственных условиях или специализированных предприятиях.[2]Данная ситуация является свидетельством того, что сегрегация лиц с инвалидностью в социальном, экономическом и гражданском секторах, становится барьером для дальнейшей реализации концепции человеческого развития, согласно которой экономический рост должен вбирать в себя все группы населения, обеспечивать, а также представлять равные возможности для всех, быть устойчивым.

В экономическом плане значимость обустройства людей с инвалидностью в целом для государства с точностью определить почти невозможно, поскольку она складывается из значительного количества факторов, которые сложно выразить в денежном выражении. Основываясь на реальных примерах можно отметить, что лица с инвалидностью, работающие в официальном секторе экономики Узбекистана, покрывают приблизительно 50% расходов на их пенсии из внебюджетного пенсионного фонда, а также отчисляют в фонд содействия занятости и в определённых случаях выплачивают подоходный налог. Невозможно недооценивать экономической значимости обеспечения подходящей и доступной работой людей с инвалидностью, в том числе, что социальное значение их трудоустройства является еще более важным. Обеспечение достойным и доступным трудом означает не только материальное благополучие. Социальная значимость трудоустройства людей с инвалидностью складывается из обеспечения их самореализации, возможности внести свой уникальный вклад в развитие общества, предоставления возможностей для общения и социализации. Трудоустройство людей с инвалидностью позволяет также преодолеть стереотипное отношение к ним в виде жалости, неверия в их способности, а также восприятия их как обузы для общества.

Мировая практика показывает, что эффективное трудоустройство людей с ограниченными возможностями достигается лишь при организации комплексного подхода с вовлечением всех участников этого процесса: людей с инвалидностью, государственных служб, общественных организаций, работодателей.

Право на труд – это право каждого гражданина, признанное международным сообществом. Впервые как одно из основных и важнейших прав человека на международном уровне право на труд было признано во Всеобщей декларации о правах человека[3], а затем в ещё более расширенном виде – в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[4]. В них право на труд определяется, как право каждого человека иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он выбирает по своему желанию. Также нужно отметить, что в Конвенции о правах инвалидов[5] закреплены основополагающие нормы в области защиты прав людей с ограниченными возможностями на труд.

С обретением Узбекистаном независимости правительством был взят курс на построение правового государства, где высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство, включая право на труд и свободный выбор работы. Согласно ст. 37 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом[6]. Данные положения статьи нашли свое дальнейшее развитие и обеспечение в действующем Трудовом кодексе и таких законах Республики Узбекистан как «О занятости», «Об охране труда», «О социальной защищенности инвалидов», в соответствующих актах правительства, министерств и ведомств. В указанные законодательные и нормативно-правовые акты по мере становления и развития социально-экономических отношений последовательно следовало бы внести необходимые изменения и дополнения, направленные на усиление трудовых гарантий для отдельной группы как инвалиды, нуждающихся в дополнительной государственной помощи в трудоустройстве. Особое внимание в Узбекистане обращается на трудоустройство отдельных категорий населения, которые в силу каких-то причин испытывают затруднения в поиске работы и нуждаются в дополнительном государственном содействии. Их трудоустройство регулируется специальным положением, согласно которому для указанной категории в организациях резервируются рабочие места. Резервирование осуществляется ежегодно органами государственной власти на местах на всех предприятиях и организациях, где работает больше 20 человек. При этом для трудоустройства лиц с инвалидностью устанавливается и резервируется минимальное количество рабочих мест в размере не менее 3 процентов от численности работников. Исходя из вышесказанного нужно отметить, что на сегодняшний день у лиц с инвалидностью не имеется возможности свободного выбора вида деятельности их труда, а также всецело и на должном уровне не обеспечены предприятия и организации, в осуществлении своей трудовой деятельности в которых заинтересованы лица с инвалидностью. Поскольку в настоящее время трудовые рекомендации ВТЭК не способствуют трудоустройству лиц с инвалидностью. Они носят неконкретный характер и резко сужают круг рабочих мест, предоставляя лишь несколько профессий, доступных лицу с инвалидностью. По нашему мнению, необходимо применять новые технологии определения потенциальных профессиональных возможностей лиц с инвалидностью. Кроме этого, в Республике Узбекистан отсутствует система профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, ищущих работу.

В настоящее время в республике действует Стратегия действий развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, принятая Узбекистаном, где приоритетом развития социальной сферы определена задача повышения занятости населения. Для реализации этой задачи нужно создать условия трудоспособному населению и развить предпринимательство. Для реализации этих задач была принята Государственная программа, где предусмотрено привлечение населения к индивидуальному предпринимательству путем льготного кредитования, развитие самозанятости в личных подсобных и дехканских хозяйствах, ремесленничестве и семейном предпринимательстве, что будет способствовать трудоустройству преимущественно женщин и людей с ограниченными возможностями.

Акцентируя внимание на зарубежный опыт, а также в результате исследования зарубежного опыта трудоустройства лиц с инвалидностью можно прийти к выводу, что во многих странах мира за последние десятилетия были провозглашены специальные программы, направленные на преодоление сложившейся дискриминационной ситуации в сфере занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Эти программы реализуются с целью включения лиц с инвалидностью в производственную деятельность. В большинстве стран Европейского союза введена система квотирования для лиц с инвалидностью определенного числа рабочих мест на предприятиях. В таких странах, как США, Великобритания, странах Скандинавии, Канаде, нет системы квот для лиц с инвалидностью, но в то же время там требуют от работодателей позитивного отношения к приему на работу людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также особое значение уделяют оснащению рабочих мест.

В Германии, Голландии, Швеции и других странах Европейского союза накоплен достаточно интересный опыт интеграции лиц с ОВЗ в трудовую жизнь: в этих странах профессиональной реабилитации уделяется особое внимание.

Рассмотрим зарубежные модели трудоустройства лиц с инвалидностью. К примеру, в Финляндии, в рамках законов по социальному обеспечению лиц с инвалидностью, принято антидискриминационное руководство. Многие антидискриминационные положения, включенные в законодательство по социальной защите, являются слишком размытыми и ограниченными сферами государственного трудоустройства или государственного образования, за исключением «Акта о статусе и правах пациентов» (1992), который дает право каждому жителю страны на услуги здравоохранения без дискриминации. Остальные законы делают акцент в основном на предоставлении и улучшении социальных услуг, а также на принципах интеграции, но не антидискриминационного пользования правами. Ранее, когда лица с инвалидностью получали пенсии и пособия, они меньше стремились найти работу, так как заработные платы были зачастую ниже, чем получаемые пособия. Это возможное снижение дохода (так называемая «ловушка пособий»), а также страх перед отсутствием возможности заново обратиться за пособием, если опыт занятости окажется неудачным, дополняли друг друга. Недавно принятое пенсионное законодательство сделало более простым путь к приостановлению и возвращению пенсий и пособий на время поиска работы и ее завершения. Предложение по возможному изменению социальных выплат включает в себя предотвращение ситуаций, при которых молодые люди начинают получать пенсии, в то время как доступны рабочие места и работодатели могут оплатить полную не субсидированную заработную плату сотруднику-инвалиду.

Во Франции лица с инвалидностью могут принимать участие как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в обучающих курсах специализированных институтов. Действуют две программы профессионального обучения на рабочем месте: Центр подготовки работников (далее - ЦПР) или Центр подготовки специалистов (далее - ЦПС). Деятельность этих организаций, направленная на поддержку лиц с инвалидностью, софинансируется со стороны Ассоциации по управлению Фондом социализации инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте. Лишь несколько организаций во Франции целенаправленно выводят лиц с инвалидностью на открытый рынок труда, используя метод поддерживающей занятости. Одна из организаций - Сервис Плюс из PaysduMontbeliard в 2006 г. смогла трудоустроить 112 человек (в регионе 194,5 тыс. жителей). Организация финансируется несколькими донорскими институтами (Планы департаментов по вовлечению лиц с инвалидностью, AGEFIPH), а также получает средства в рамках Европейской инициативы «Равные» (Equal).

В Германии основной задачей профессионального обучения лица с инвалидностью является его обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности, данный процесс должен проходить в организации непосредственно рядом с обычными сотрудниками. Для людей с легкими умственными отклонениями это может быть вариантом в том случае, если им не требуется дополнительной поддержки или она не предоставляется (например, поддерживаемая занятость). Некоторые инвалиды с умственными расстройствами могут быть приняты в один из 52 институтов начального обучения инвалидов (Berufsbildungswerke), в которых доступно порядка 12 тыс. мест для обучения. Для получения дальнейшего образования или обучения новой специальности они могут быть зачислены в один из 28 Институтов продолжительного обучения инвалидов, где насчитывается около 15 тыс. мест.

В Италии существуют федеральное и региональное законодательства, поддерживающие интеграцию лиц с инвалидностью в рынок труда. Согласно закону
№ 68/99 соискатели с ограниченными возможностями должны зарегистрироваться для оценки их состояния в местном отделении ASL. После этой оценки (функциональный диагноз, социально-профессиональное досье и заключительный отчет) определяется конкретный потенциал для работы каждого соискателя. Согласно этому потенциалу человек затем регистрируется в подходящем листе ожидания работы (один на каждую провинцию). Существует ряд программ по обучению на рабочем месте, которые могут помочь интеграции лиц с инвалидностью в рынок труда. Что касается субсидированной занятости, в законе предусмотрен ежегодный бюджет в 31 млн. евро для компенсации налогов, уплаченных работодателем за лицо с инвалидностью. Максимальный уровень компенсации предусмотрен для людей с рабочим потенциалом, сниженным более чем на 79%, а также для всех людей с психиатрической или интеллектуальной инвалидностью. Компенсация налогов регионами для данных групп будет не более 10% от общего доступного бюджета.

У лиц с инвалидностью в Великобритании есть несколько путей трудоустройства. Человек может направиться в организацию JobCentrePlus, куда обращаются все лица с инвалидностью для поиска работы и получения пособий для соискателей. Далее его направят к специалисту – советнику по вопросам занятости лиц с инвалидностью. Советник поможет ему разработать план дальнейших действий. Команда советников может пригласить дополнительных региональных экспертов для проведения более тщательного анализа состояния соискателя. Это физиотерапевты, трудотерапевты, системные администраторы, специалисты по поддержке и адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Советники по вопросам трудоустройства лиц с инвалидностью проведут оценку и разработают план действий с человеком, для этого в их распоряжении есть ряд схем. Новые возможности для лиц с инвалидностью обеспечивает программа, реализуемая брокерами по трудоустройству. Лица с инвалидностью могут напрямую обращаться в данную программу. Эта программа реализуется рядом волонтерских, государственных и частных организаций на основе контракта с JobCentrePlus. Услуга предполагает интенсивную поддержку по планированию и решению проблем людей при поиске работы.

WORKSTEP — центральная программа по субсидированной занятости, финансируемая правительством. Она направлена на предоставление работы людям с комплексной инвалидностью, которые впоследствии могут принять участие в неподдерживаемой занятости. Программа предлагает рабочие места в 145 муниципалитетах или волонтерских организациях, предоставляющих услуги. WORKSTEP также предлагает возможность поддерживаемой занятости через 200 организаций, при этом люди направляются на работу в различные компании. Ранее это достигалось в основном за счет предоставления работодателю субсидии на заработную плату, уровень которой определялся в соответствии с продуктивностью работы лица с инвалидностью. Финансирование в рамках программы WORKSTEP в настоящее время может быть использовано для получения других услуг по поиску долгосрочной занятости на открытом рынке труда, включая оплату услуг консультантов по трудоустройству, кураторства и обучения на рабочих местах[7].

При социальных службах в Великобритании существуют специальные службы по найму лиц с инвалидностью на работу. В них оказывается помощь в поисках работы, выделяется пособие для оплаты специального транспорта, обеспечивается рабочее место клиента необходимым оборудованием. Учреждения, которые принимают на работу лиц с инвалидностью, получают месячное пособие для приобретения специальной техники (инвалидных колясок, лифтов для инвалидов). Инвалиды с тяжелыми заболеваниями могут выполнять работу на дому, и для этих целей им устанавливается специальное компьютерное оборудование. Для людей с полной или частичной потерей зрения выдается пособие для оплаты услуг чтеца (человека, который ему читает).

Лица с инвалидностью принимаются на работу с испытательным сроком (6 недель), при этом им выплачивается субсидия. Штат центра занятости помогает обсудить каждую кандидатуру лиц с инвалидностью и подходящую для него работу с работодателями во всех конкретных случаях

Информация о службах занятости для лиц с инвалидностью размещена в Кодексе хорошей практики инвалидов и в буклетах, выпускаемых консультативными службами и центрами занятости[8].

За последние годы в современном мире во многих странах Европейского союза были реализованы различные программы, которые помогают включению лиц с инвалидностью в трудовую жизнь, способные достаточно быстро трансформироваться в зависимости от происходящих изменений социально-экономической ситуации, все они направлены на создание условий для продления общественно полезной деятельности лиц с ОВЗ.

В связи с этим проанализировав действующую в Узбекистане систему трудоустройства людей с инвалидностью, факторы, влияющие на успешность этого процесса, а также международный опыт по решению проблем трудоустройства этой категории населения, мы выделили следующие концептуальные направления развития социальной политики в области обеспечения трудоустройства и занятости людей с инвалидностью, а также обозначали основные проблемы, встречающиеся при трудоустройстве инвалидов и пути их решения:

  1. Определение потенциальных возможностей лица с инвалидностью.

В настоящее время трудовые рекомендации Медико-социальной экспертизы не способствуют трудоустройству лиц с инвалидностью. Они носят неконкретный характер и резко сужают круг рабочих мест, предоставляя лишь несколько профессий, доступных лицу с инвалидностью. Необходимо применять новые технологии определения потенциальных профессиональных возможностей лиц с инвалидностью.

  1. Профессиональная ориентация лиц с инвалидностью.

В Республике Узбекистан отсутствует система профессиональной ориентации лиц с инвалидностью, ищущих работу.

Необходимо внедрить в работу структур, участвующих в профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью, электронный профессиографический справочник, как в развитых странах. Этот программный метод дает возможность сформировать перечень профессий доступных лицу с инвалидностью, а также позволяет выработать рекомендации по адаптации конкретных рабочих мест для применения труда лица с инвалидностью.

  1. Профессиональная подготовка и переподготовка лиц с инвалидностью.

Качество системы подготовки и переподготовки лиц с инвалидностью в Республике Узбекистан находится на низком уровне и не доведено до логического конца.

Программу внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан необходимо расширить до его применения в многоуровневой системе профессиональной подготовки (переподготовки), начиная от обучения на рабочем месте, получением лицом с инвалидностью высшего образования и заканчивая последующим гарантированным трудоустройством выпускника.

  1. Формирование рынка труда лиц с инвалидностью и их трудоустройство.

Для организации рынка труда лиц с инвалидностью необходимо сформировать спрос и предложение на рабочую силу из числа людей с ограниченными возможностями. Для осуществления этих целей следовало бы создать:

1.базу данных лиц с инвалидностью, работающих и нуждающихся в трудоустройстве;

2.базу данных рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц с инвалидностью;

3.базу данных учреждений, где лица с инвалидностью могли бы пройти профессиональную подготовку (переподготовку).

Рынок труда для лиц с инвалидностью, как самостоятельный сегмент общего рынка труда, повысит эффективность трудоустройства людей с ограниченными возможностями в Республике Узбекистан.

В связи с этим необходимо определить экономическую и социальную эффективность мер, направленных на обеспечение трудоустройства людей с инвалидностью в Узбекистане, провести анализ нормативно-правовой базы и институциональных механизмов, обеспечивающих трудоустройство этой категории граждан, а также нам хотелось бы привести прогрессивный международный опыт, внедрение которого способствовало бы повышению эффективности действующей системы трудоустройства.

Кроме этого, создание и внедрение вышеперечисленных предложений позволило бы начать и осуществить модернизацию всей правовой системы: качественное изменение законодательства на основе использования мирового опыта при сохранении традиций и преемственности в собственном развитии. Также это бы, оказало глубокое воздействие на формирование нового правового мышления и культуры, признанию в общественном сознании демократических правовых ценностей и установок. В частности, в политико-правовом контексте это бы рассматривалось в качестве юридического, узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, которые обусловливают лежащую в основе Конституции волю народа.

Опыт зарубежных государств свидетельствует, что в Узбекистане уполномоченным органам и организациям следовало бы в дальнейшем будущем внедрять в жизнь идеологию равных возможностей, выделив и объединив наиболее успешные формы и методы, известные в мировой практике.

Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к категориям социально уязвимого населения. Это, в первую очередь, инвалиды и люди с ограниченными возможностями, члены многодетных семей, лица предпенсионного возраста. Главный подход здесь не опека государства, а создание условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя, в свои возможности к социальному полезному труду

В числе стратегических приоритетов развития нашей страны стоит задача формирования социально-ориентированного общества. Действительно, сила любого народа заключается в способности заботиться о тех, кто по возрасту или состоянию здоровья не может работать и самостоятельно получать доходы. Поэтому задача социальной политики государства заключается в создании финансово устойчивой, экономически эффективной, социально-справедливой трехуровневой системы социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. В пользу именно такой политики говорит мировая практика стран с лучшими системами социальной защиты.

В Республике Узбекистан государственная политика и национальное законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с наступлением инвалидности, в основном направлены на обеспечение элементарных условий жизнедеятельности лиц с инвалидностью в соответствии с возрастающим уровнем экономического развития страны.

Если концептуальные документы о правах лиц с инвалидностью во многом и учитывают необходимость следования международным стандартам, то национальное законодательство не полностью согласуется с ними. Многие нормативные правовые акты по защите прав лиц с инвалидностью устарели и в некоторых частях противоречат друг другу, нормы о правах лиц с инвалидностью не систематизированы.

Существует проблема реализации норм, гарантирующих соблюдение прав и свобод лиц с инвалидностью. Требования законодательства не всегда выполняются по ряду причин: отсутствие подзаконных нормативных правовых актов во исполнение законов, четких и ясных механизмов реализации, единого контролирующего органа, дефицит финансовых ресурсов.

Действующие нормативные правовые акты в большей степени направлены на защиту социальных и экономических прав, ликвидацию последствий конкретных случаев инвалидности, таких как несчастные случаи, болезни, генетические заболевания. Международные стандарты же отстаивают необходимость устранения социальных, экономических, институциональных и политических барьеров, которые могут усугублять проблему инвалидности и тем самым ограничивать возможности лиц, имеющих инвалидность, участвовать в социальной и экономической жизни.

Используя многолетний зарубежный опыт, где люди с ограниченными возможностями трудятся наравне со всеми, необходимо отстаивать права людей с инвалидностью на равный доступ к трудоустройству, сформировать новое представление об их возможностях, воплощать новые технологии и реализовать инновационные проекты, направленные на продвижение инклюзивного и ответственного отношения к трудоустройству людей с инвалидностью.

Даврон Музробов
Ведущий специалист
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

*фото взято из интернета

 

 

 

[1]Глобальная инвалидность. Цифры и факты. http://www.un.org (дата обращения 13.11.2017).

[2]Согласно оценке Международной организации труда (ILO). http://www.un.org (дата обращения 13.11.2017).

[3]ст.23 Всеобщей Декларации прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

[4]ст.6-7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года

[5]ст.27. Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

[6]Конституция Республики Узбекистан Принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва.

[7] Пряжникова Е.Ю.  Зарубежный опыт сопровождения трудоустройства с инвалидами // Мой Ориентир, 2013.

[8] Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами //. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2014,103 с.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech