Всемирный день беженцев

Каждый год 20 июня мировое сообщество отмечает Всемирный день беженцев (World Refugee Day), утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 55/76) в 2000 году.

Проблемы, связанные с беженцами, могут быть очень серьезными. Это часто лишает людей основных прав и препятствует их полноценному участию в жизни общества и его вкладу в жизнь общества. Ограничение прав беженцев может повлиять на доступ человека к образованию, здравоохранению, официальной занятости, имущественным правам, свободе передвижения и многому другому.

17 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила Глобальный договор о беженцах после двух лет обширных консультаций под руководством УВКБ ООН с государствами-членами, международными организациями, беженцами, гражданским обществом, частным сектором и экспертами.

Глобальный договор о беженцах является основой для более предсказуемого и равноправного разделения ответственности, признавая, что устойчивое решение проблем беженцев не может быть достигнуто без международного сотрудничества. 

Глобальный договор предоставляет правительствам, международным организациям и другим заинтересованным сторонам план обеспечения того, чтобы принимающие сообщества получали необходимую поддержку, и чтобы беженцы могли вести продуктивную жизнь. 

Это уникальная возможность изменить то, как мир реагирует на ситуации с беженцами, что принесет пользу как беженцам, так и принимающим их сообществам.

Его четыре основные цели заключаются в следующем:

  • Снизить давление на принимающие страны;
  • Повышение самообеспеченности беженцев;
  • Расширить доступ к сторонним решениям;
  • Поддерживать условия в странах происхождения для безопасного и достойного возвращения.

Глобальный договор по беженцам связывает насильственное перемещение с принципом Повестки дня на период до 2030 года: «не оставить никого позади» в достижении устойчивого развития. Данный договор представляет собой историческую возможность укрепить международные меры в поддержку беженцев и стран, затронутых вследствие перемещения большого числа беженцев или затянувшихся ситуаций, связанных с беженцами. Договор базируется на нормах международного права, включая Конвенцию 1951 года о статусе беженцев, и призван определить механизмы распределения бремени и ответственности.

По данным УВКБ ООН к маю 2022 года количество беженцев и внутренне перемещенных лиц превысило 100 миллионов человек.

Более 80% беженцев в 2021 году были размещены в странах с низким и средним уровнем доходов, 72% беженцев нашли приют в соседних странах.

Эта проблема является глобальной и носит многосторонний характер. Соответственно и подходы к ее анализу и методы решения должны учитывать все многообразие ее аспектов — от причин массового исхода до разработки необходимых мер реагирования в самых разнообразных ситуациях, как правило, неожиданно возникающих в связи с проблемой беженцев, — от превентивных мер до оказания чрезвычайной помощи и мер содействия репатриации и интеграции беженцев.

Необходимым условием как предотвращения потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем является уважение прав человека. Проблема беженцев сложна и многогранна. Эффективно способствовать деятельности по ее решению, в том числе по конкретному решению многих вопросов, связанных с беженцами, лицами, ищущими убежища, и с их защитой, может знание международного права в области прав человека. Сталкивающиеся с необходимостью решения различных аспектов проблемы беженцев лица постоянно должны полагаться в своей работе по защите беженцев на международно-правовые нормы в области прав человека.

Основными документами, закрепившими процедуры и критерии определения статуса беженца, являются Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол 1967 г., касающийся статуса беженцев, принятые в связи с потребностью дать юридическое определение статуса беженцев в новых послевоенных условиях.

Особенно уязвимыми группами беженцев являются женщины и дети. В Конвенции о правах ребенка (1989) предусмотрено предоставление "надлежащей защиты и гуманитарной помощи" (ст. 22) детям-беженцам. Значительная часть беженцев — это женщины. В странах убежища они очень часто становятся жертвами физического насилия и сексуальных надругательств.

Беженцы, как особо уязвимая группа иностранцев, зачастую становятся главным объектом проявлений расистской ненависти. В ходе политических дискуссий в некоторых странах часто смешиваются все вопросы, касающиеся иностранцев. Лица, ищущие убежища, беженцы, экономические мигранты, иммигранты и сезонные рабочие зачастую объединяются в одну общую категорию иностранцев. Последствия носят тройственный характер.

Во-первых, неоднократно нарушаются принципы защиты беженцев и запрещения их принудительного возвращения.

Во-вторых, растет количество случаев насильственных действий против беженцев.

В-третьих, проблему беженцев начали рассматривать в политическом, а не гуманитарном плане, в результате чего стали исчезать границы между иммиграционной политикой и политикой в области беженцев.

Проблема беженцев продолжает оставаться вызовом для международного сообщества. В целях сокращения числа беженцев необходимо определить наиболее эффективные пути предотвращения новых потоков беженцев.

В первую очередь необходимо изучить причины этих явлений и деятельность по улучшению положения. Если главной причиной потоков беженцев является нищета, то одним из вариантов решений могло бы стать предоставление помощи в целях развития или технической помощи. Если основными причинами массового ухода являются нарушения прав человека, то решение проблемы может заключаться в постоянном наблюдении за ходом развития событий со стороны органов системы Организации Объединенных Наций по правам человека, осуждении нарушений международным сообществом и назначении специальных докладчиков для изучения конкретных ситуаций и подготовки рекомендаций. Если причинами потоков беженцев являются конфликты с применением насилия, то решения могут быть найдены в области превентивной дипломатии, в содействии посредничеству, как средству урегулирования конфликтов, а также в соблюдении положений гуманитарного права.

Однако международное сообщество всегда должно быть готово к действиям в чрезвычайных ситуациях. В этой связи огромное значение могла бы иметь система раннего предупреждения, созданная Генеральным секретарем ООН. Она могла бы играть важную роль в выявлении ситуаций, которые могут породить крупные потоки беженцев. Самым эффективным способом реагирования в чрезвычайных ситуациях всегда будет скоординированный и общесистемный подход[i].

 

[i]ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ЦЕНТР ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ № 20

 

Гузаль Назарова
Начальник отдела
международного сотрудничества
по правам человека
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

*фото взято из интернета

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech