Актуальные аспекты выполнения конвенции ООН о Правах Ребенка в Узбекистане

Республика Узбекистан – молодое независимое государство, 40% населения которого составляют дети, а 64% - молодёжь до 30 лет. В связи с этим, приоритетным направлением государственной политики в сфере прав и свобод человека является создание наилучших и благоприятных условий для физического, интеллектуального и духовного развития детей и молодёжи, а также всесторонняя поддержка многодетных семей, детей-сирот и детей, лишённых семейного окружения. Реализация политики Узбекистана в отношении детей основана на положениях Конвенции ООН о правах ребёнка, Факультативного протокола, касающегося торговли  детьми, детской проституции и детской порнографии, Факультативного протокола, касающегося участия детей в вооружённых конфликтах, Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, Конвенций МОТ о минимальном возрасте для приёма на работу, о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда и других международно-правовых документов.

В целях дальнейшего улучшения политико-правовых и социально- экономических условий для реализации прав и основных свобод ребенка, укрепления семьи в Узбекистане приняты более 100 нормативно-правовых актов. К наиболее важным нормативно-правовым актам, регулирующим права ребёнка, относятся: Конституция Республики Узбекистан, законы «О гарантиях прав ребёнка»,
«О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об опеке и попечительстве» и др.

Узбекистан последовательно выполняет свои международные обязательства в сфере прав человека, в т.ч. прав ребёнка, регулярно предоставляет свои периодические доклады по этим вопросам в соответствующий Комитет ООН. Республика Узбекистан поддерживает принятие в рамках празднования 30-летия Конвенции о правах ребёнка Резолюции ГА ООН 73/155 «Права ребёнка», которая подводит итоги выполнения государствами-участниками данной Конвенции и обращает внимание на дальнейшую активизацию их деятельности с учётом современного состояния уровня защищенности прав и наилучших интересов ребёнка.

В Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису 24.01.2020 г. отмечается, что «Никто не должен стоять в стороне в очень важной работе по обеспечению мира и спокойствия в нашей стране, глубокого утверждения в обществе принципа: «Береги своих детей, свой дом, свою Родину – как зеницу ока!».
Он предложил Союзу молодежи Узбекистана разработать Концепцию “Молодежь Узбекистана – 2025» и определить конкретные практические меры по воспитанию духовно и физически развитого подрастающего поколения.

В Узбекистане уделяется большое внимание доступности, инклюзивности, качественности и недискриминационности всех уровней образования.

В законе «О гарантиях прав ребенка» закреплено, что «Каждый ребенок имеет право на образование. Государство гарантирует ребенку получение бесплатного обязательного общего среднего и среднего специального образования».

 В законе «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» регламентированы равные возможности для женщин и мужчин в реализации права на образование.

В ст.4 закона «О дошкольном образовании и воспитании» закреплены принципы доступности и равенства условий в сфере дошкольного воспитания,
а также социальной защиты детей дошкольного возраста.

Концепцией развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной указом Президента Республики Узбекистан №УП-5712 от 27.04.2019 года, предусмотрено:

реализация мер по обеспечению общеобразовательных учреждений, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями, необходимой литературой, методическими пособиями, инвентарем и оборудованием для обучения различным профессиям;

создание системы инклюзивного образования для обучения детей с ограниченными возможностями, обеспечение общеобразовательных учреждений специальными приспособлениями (подъемные устройства, пандусы, поручни и другие), а также соответствующими кадрами (педагогами-дефектологами, специалистами по психолого-педагогическому сопровождению детей);

определение мероприятий, направленных на обеспечение прав каждого ребенка с ограниченными возможностями на получение инклюзивного образования.

 В Республике Узбекистан функционируют 86 специализированных школ и интернатов для детей с ограниченными физическими или умственными возможностями, в которых обучаются 21 153 ученика. В 21 школе-интернате санаторного типа обучается 6 131 ученик. Кроме того, 13 272 учащихся, нуждающихся в длительном лечении, обучаются индивидуально на дому.

В 2014-2016 годах в сотрудничестве с Европейским Союзом был реализован проект «Инклюзивное образование для детей с особыми потребностями в Узбекистане», в рамках которого были созданы пилотные площадки в 5 регионах страны, 153 медико-психолого-педагогических комиссий и 1 350 учителей прошли обучение  услугам инклюзивного образования, в систему переподготовки и повышения квалификации сотрудников народного образования были введены
3 модуля по инклюзивному образованию, а также более 2000 детям-инвалидам и их родителям. В Ташкентской, Самаркандской, Наманганской, Хорезмской и Сурхандарьинской областях были созданы 5 экспериментальных ресурсных центров и 15 экспериментальных школ, в которых обучается более 805 детей.

Сегодня, с целью развития практики обучения детей с ограниченными возможностями около 500 таких учеников вернулись в общеобразовательные школы. В настоящее время более 3 200 общеобразовательных школ охватывают около 13 000 учащихся с инклюзивным образованием. Постановлением Президента Республика Узбекистан от 22 апреля 2019 года начиная с 2019/2020 года введен порядок выделения дополнительной квоты приема до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами.

Меры, принимаемые для защиты прав девочек и мальчиков на свободное выражение своих взглядов и их права на учет мнений по всем затрагивающим их вопросам. Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с установлением дополнительных гарантий прав ребенка» в 2020 году внесены изменения и дополнения в статью 11 закона «О гарантиях прав ребенка» следующего содержания: «При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) или лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в орган опеки и попечительства, а также в другие государственные органы.

Не допускается оставление без рассмотрения таких обращений по причине недостижения ребенком полной дееспособности».

Данным Законом внесены дополнения в статью 241 закона «Об обращениях физических и юридических лиц» следующего содержания: «Несовершеннолетние лица вправе самостоятельно подавать обращения по вопросам соблюдения своих прав, свобод и законных интересов в государственные органы, организации или их должностным лицам в порядке, установленном настоящим Законом. Рассмотрение государственными органами, организациями и их должностными лицами обращений несовершеннолетнего лица может осуществляться с участием его законных представителей, а также органов опеки и попечительства. Не допускается оставление без рассмотрения обращений несовершеннолетних лиц по причине недостижения ими полной дееспособности.

Государственные органы, организации, а также их должностные лица, в полномочия которых не входит разрешение поставленных в обращении вопросов, обязаны направить его в соответствующий государственный орган, другую организацию и должностному лицу либо в орган опеки и попечительства.

В Семейном кодексе Республики Узбекистан (ст. 68) закреплено положение о том, что государственные органы и должностные лица, уполномоченные принимать решения, при разрешении вопросов, затрагивающих интересы ребенка, должны рассматривать мнение ребенка независимо от его возраста и принимать решения, исходя из наилучших интересов ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4296 от 22.04.2019 года введена должность заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) - Уполномоченного по правам ребенка и создан в структуре Секретариата сектор, содействующего деятельности по обеспечению прав ребенка. Совместным постановлением Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан утверждена кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека (28 февраля 2020 г.).

Государство обеспечивает защиту от наихудших форм детского труда, насилия в отношении детей, а также подвергшихся торговле людьми.
В соответствии с законом «О гарантиях нрав ребенка» и Трудовым кодексом Республики Узбекистан, ребенку обеспечиваются  неприкосновенность личности, защита от всех форм эксплуатации,  включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.

Согласно Закону, каждый ребенок имеет право на труд, на свободный выбор рода деятельности и профессии, на справедливые условия труда в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой в порядке, установленном законодательством.

В Уголовный Кодекс внесена статья 1481, согласно которой использование труда несовершеннолетнего на работах, которые могут причинить вред его здоровью, безопасности или нравственности, совершенное после применении административного взыскании за такое же деяние, наказывается штрафом до 25 базовых расчетных величин (БРВ) или лишением определенного права до 3 лет либо исправительными работами до 3 лет. Также, внесена статья 1482, по которой «административное принуждение к труду в какой-либо форме, за исключением случаев, предусмотренных законом, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние», наказывается штрафом от 100 до 150 БРВ или лишением определенного права до 2 лет либо исправительными работами до 2 лет. То же действие в отношении несовершеннолетнего после применения административного взыскания за такое же деяние наказывается штрафом от 150 до 200 БРВ или лишением определенного права до 3 лет либо исправительными работами до 3 лет.

В соответствии со статьей 77 Трудового кодекса прием на работу допускается с 16 лет, а также в свободное от учебы время по достижении ребёнком пятнадцатилетнего возраста с письменного согласия одного из родителей или одного из лиц, заменяющих родителей. Использование труда ребенка возможно родителями как помощь членам семьи. Для подготовки молодежи к труду допускается прием их на работу для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и нравственному развитию.

Создан Республиканский центр реабилитации и адаптации лиц, пострадавших от насилия, и предупреждения суицидов в целях оказания своевременной и адресной помощи и защиты лиц, пострадавших от насилия, предотвращения и ранней профилактики суицидального поведения. В регионах созданы более 190 центров, которыми оказывается правовая, психологическая и социальная помощь женщинам и детям. В течение 2019 года 249 341 семья получила пособие по уходу за ребенком в возрасте до двух лет, 411 422 семьи получили пособие на ребенка в возрасте до 14 лет, а 106 969 семей получили финансовую помощь для социальной поддержки семей с низким доходом.

Одной из важных задач является выявление бездомных детей, либо не имеющих контактов с родителями, их возвращение в семью, либо обеспечение альтернативного ухода за ними, отвечающего их наилучшим интересам.
В 2019 г. в ходе профилактических мероприятий выявлено 7 639 (11 187 - в 2018 г.) несовершеннолетних без родительского надзора. Из них: 229 человек (357- в 2018 г.) - трудновоспитуемые, склонные к совершению преступлений. Данные лица были помещены в «Центры социальной и правовой помощи несовершеннолетним», из них - 59 мальчиков (101 - в 2018 г.) в Республиканское учебное заведение для мальчиков в г. Бахте, Сырдарьинская область, и 58 девочек (20 - в 2018 г.) в Республиканское учебное заведение для девочек в Чиназском районе Ташкентской области.

В 2019 году были возвращены в Республику Узбекистан 28 (45 - в 2018 г.) несовершеннолетних, по различным причинам лишенные родительской опеки в других государствах.

В июне, октябре 2019 года правительством Республики Узбекистан реализованы два благотворительных проекта «Мехр-1» и «Мехр-2» по возвращению в Узбекистан семей, в том числе женщин и детей, находящихся в регионах вооруженных конфликтов. Так, в рамках операции «Мехр-1» в республику было возвращено 156 семей из Сирии, а также по итогам «Мехр-2»- 64 ребенка из Ирака. Все они переданы на попечение родным и близким, либо устроены в дома «Мехринбонлик».

Межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних за 2019 (2018) год по 8652 (12 992) случаям невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей были привлечены к административной ответственности 8 994 (12 992) родителя, а также лица, заменяющие их.

В 2019 году органами опеки и попечительства было выявлены 13 618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 6 945 были оформлены под опеку, 2 238 - на попечительство, 187 - в приемные семьи и 3 550 - на усыновление. Кроме того, 364 человека были оформлены в дома «Мехрибонлик»,
302 - в детские дома и 32 - в другие типы учреждений.

На сегодняшний день, 68 244 детей-сирот и несовершеннолетних, лишенных родительской опеки, находятся под надзором органов опеки и попечительства. Из них 20 104 были помещены под опеку, 12 768 - на попечительство, 738 - в приемные семьи, 31 252 - на усыновление и 3 382 - помещены в государственные воспитательные учреждения.

Постановлением Президента Республики Узбекистан № ПП-4296 от 22 апреля 2019 года, начиная с 2019/2020 учебного года, введен порядок выделения дополнительной квоты приема до одного процента от общего количества абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения на основе государственного гранта, для выпускников домов «Мехрибонлик» и Детских городков, являющихся круглыми сиротами.

В рамках празднования 30-летия Конвенции о правах ребенка принята Программа мероприятий, посвященных празднованию 30-летия принятия Конвенции о правах ребенка, утвержденная постановлением Кабинета Министров №597 от 17 июля 2019 года, в рамках которой осуществлена деятельность по следующим направлениям:

для всех ступеней системы высшего образования были разработаны учебные программы и учебно-методическое пособие по спецкурсу «Права человека», которые применялись во всех высших учебных заведениях;

в каждой дошкольной образовательной организации создан Наблюдательный совет, целью которого является защита законных интересов ребенка и оказание методических и правовых консультаций родителям и населению;

в общеобразовательных школах был проведен цикл просветительских мероприятий, направленных на информирование родителей и лиц, их заменяющих по вопросам защиты прав ребенка в соответствии с положениями Конвенции и национального законодательства;

на официальных веб-сайтах ряда государственных органов создан раздел «Права детей»;

по вопросам прав ребёнка подготовлены и переданы в эфир 179 информационных материалов и др.

Фарида Бакаева

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech