24 января - Международный день образования

Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозгласившую Международный день образования, признавая его роль в достижении мира и развития.

В Резолюции содержится признание того, что образование играет ключевую роль в формировании устойчивого и жизнеспособного общества и способствует достижению всех других целей в области устойчивого развития.

Генеральная Ассамблея предложила всем уделять внимание вопросам активизации международного сотрудничества в поддержку усилий всех государств-членов по реализации цели 4 в области устойчивого развития.

Генеральная Ассамблея возложила проведение ключевых мероприятий по празднованию Дня на Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в качестве специализированного учреждения ООН, занимающегося вопросами образования.

ЮНЕСКО провозгласила девиз 2020 года «Обучение для людей, планеты, благополучия и мира» и призвала продемонстрировать неделимую природу образования, его гуманистические цели и ключевую роль в коллективном развитии. ЮНЕСКО предложила провести празднование Дня образования для широкой аудитории в различных контекстах и на различные приоритетные темы.

Право на образование закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека. Она призывает к обеспечению бесплатного начального образования. А Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году, содержит положение об обязанности государств обеспечивать доступность высшего образования для всех.

Приняв Повестку дня на период до 2030 года в сентябре 2015 года, мировое сообщество признало тот факт, что образование является ключевым фактором в достижении всех 17 целей в области устойчивого развития. А Цель 4, в частности, предусматривает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. В целях организации системной работы по последовательной реализации Целей устойчивого развития Глобальной повестки дня ООН до 2030 года Кабинет Министров Республики Узбекистан в 2018 году принял Постановление «О мерах по реализации Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года». Для реализации Цель 4, Узбекистан определил для себя шесть задач, которые включают в себя поднятие на качественно новый уровень начального, общего среднего образования; обеспечение всем женщинам и мужчинам равный доступ к недорогому и качественному среднему специальному, высшему, профессиональному образованию; улучшения профессионально технической подготовки всех уровней для лиц с инвалидностью, совершенствование условий учебных заведений, обеспечивающих безопасную среду обучения для всех.

Образование предоставляет возможность выбраться из нищеты и обеспечить благосостояние в будущем. Однако в настоящее время 262 миллиона детей и молодых людей не посещают школу; 617 миллионов детей и подростков не обладают элементарными навыками чтения и математики; менее 40% девочек в странах Африки к югу от Сахары получают начальное среднее образование и около четырех миллионов детей и молодых людей из числа беженцев не посещают школу. Их право на образование нарушается, что недопустимо.

Без обеспечения инклюзивного и справедливого качественного образования, и предоставления возможностей для обучения на протяжении всей жизни для всех, страны не смогут достичь гендерного равенства и разорвать круг нищеты, оставляющий позади миллионы детей, молодых людей и взрослых.

Приоритетом социальной и культурной политики Узбекистана является развитие качественного и непрерывного образования.   Реформы образования Узбекистана в корне изменили не только содержание системы, но и ее структуру. Проводились изменения всех уровней, компонентов и направлений за небольшой период времени. Приоритетами изменений были увеличение инвестиционных вложений, способствующих тому, чтобы вырастить нового человека, главные характеристики которого – интеллектуальное развитие и высокая образованность.

Празднование Дня в 2020 году позволяет рассмотреть образование в качестве величайшего возобновляемого ресурса человечества, а также убедиться в том, что образование является одним из прав человека, общественным благом и инструментом достижения целей в области устойчивого развития.

 

Лавиза Исхакова
Главный специалист
Отдела образования и просвещения
в сфере прав человека
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

* Фото взято из интернета

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech