Тишина, взятая за основу

23 сентября – Международный день жестовых языков 

«Язык – это система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе».

Ни один ребенок не рождается со знанием языка и учится этому, слушая речь родителей и окружающих его людей. А что делать тем, кто лишен способности слышать с рождения или потерял эту способность в связи с травмами, болезнью, возрастом, тем, у кого жизнь проходит в тишине? В такой ситуации люди инстинктивно начинают общаться жестами. Даже люди, у которых со слухом все в порядке, в отдельные моменты переходят на общение жестами, например, находясь в условиях сильного шума – на собрании, чтобы не мешать выступающему; на стройке, на стадионе, рядом с водопадом; для передачи сообщений с берега на корабль семафорной азбукой и когда находятся в стране, языка которой не знают. Однако, такая система жестов еще не является сформировавшимся жестовым языком.

Началом систематизации и развития жестовых языков можно считать XVIII век, когда во Франции и в Германии стали возникать учебно-воспитательные центры для детей с нарушениями слуха. В таких центрах начали искусственно создавать жестовую интерпретацию, на базе письменной формы соответствующих языков. И для глухих людей это стало средством общения и языком жизни в полном смысле этого слова. Однако, жестовые языки отличается в каждом сообществе людей с проблемами слуха, как друг от друга, так и почти полностью независимы от звуковых языков. Также, в странах с одинаковым звуковым языком могут существовать два различных жестовых языка и наоборот, область в которой есть много звуковых языков, может присутствовать один общий жестовый. Например, в Германии и Австрии действует единый звуковой язык (немецкий), а австрийский жестовый язык и германский жестовый язык представляют собой два не связанных друг с другом языка. В ЮАР же наоборот, существует 11 различных звуковых языков, но присутствует один жестовый язык.

Такое положение дел осложняет общение людей на международном уровне. Для решения этих проблем в 1951 году появилась Всемирная федерация глухих (ВФГ), и тогда на первом Всемирном конгрессе глухих было решено стандартизировать жестовый язык для возможности коммуникации на международных мероприятиях, своеобразного «жестового эсперанто». В 1973 году Всемирная федерация глухих выпустила словарь упрощенного жестового языка, в 1975 году была принят и утвержден Международный жестовый язык.

Признавая важность жестовых языков в деле полной реализации прав человека для не слышащих людей, Генеральная Ассамблея ООН 19 декабря 2017 года своей резолюцией A/RES/72/161 провозгласила 23 сентября – Международным днем жестовых языков, в честь даты создания Всемирной федерации глухих в 1951 году.

По информации Всемирной федерации глухих на сегодняшний день в мире проживает около 72 млн инвалидов по слуху и существует около 300 жестовых языков, а также международный язык жестов. В Узбекистане, по данным Центрального управления узбекского общества глухих, проживает более 20 000 человек, являющихся инвалидами по слуху.

Ранний доступ к жестовому языку и качественному образованию на жестовом языке, имеет жизненно важное значение для развития глухих людей. Значимость любого языка, как звукового, так и жестового, невероятно велика. С помощью языка люди могут общаться, делиться информацией и мыслями, отражать, хранить и передавать накопленные знания следующим поколениям.

Для людей, лишенных возможности слышать, очень важно знать не только жестовый язык и чтение по губам, но и письменное выражение звукового языка. Без этого они не смогут преодолеть коммуникационные барьеры и в полной мере быть включенными в жизнь общества.

Здесь на первый план выходит государство с его возможностями и обязательствами в создании условий для качественного образования и комфортной коммуникационной среды для неслышащих граждан. Руководство каждой страны решает этот вопрос по-разному, одним из аспектов при реализации надлежащих мер для осуществления прав людей с инвалидностью является возможность государственного бюджета.

В соответствии с этим предпринимаются и законодательные решения в отношении статуса жестового языка в разных странах: признанный на конституционном уровне (Исландия, Финляндия, Австрия, Чехия, Словакия, Испания); признанный на национальном уровне (Великобритания, Италия, Франция, Греция, Германия, Швеция, Норвегия); имеет статус государственного (Исландия, Новая Зеландия); имеет статус официального (Португалия).

В Польше, Румынии, Болгарии жестовый язык является непризнанным вообще. Республикой Узбекистан язык жестов признается в качестве средства межличностного общения лиц с инвалидностью.

В случае, когда жестовый язык является официально признанным, как и звуковой, это приводит к обязательности предоставления услуг по переводу жестового языка людям с инвалидностью по слуху во всех учреждениях. И для этого необходима подготовка достаточного количества сурдопереводчиков, квалифицированных педагогов по жестовому языку; обязательное субтитрование телевидения, владение навыками жестового языка сотрудниками органов внутренних дел, сферы здравоохранения и обслуживания и многое другое.

Кроме финансовой составляющей существуют и другие аспекты проблемы при организации услуг для неслышащих людей. Одним из них считается отсутствие в жестовом языке единой системы, в связи с чем слышащим очень трудно его выучить. Поэтому, в профессию сурдопереводчиков идут в основном дети глухих родителей. Другим моментом является сложность в обучении глухих письменной грамотности звукового языка. Однако, получение информации из письменных источников, дает больше шансов в сфере образования, самообразования, коммуникабельности, самостоятельного передвижения, трудоустройства, а соответственно и активной жизни в сообществе.

Для улучшения положения с соблюдением прав людей с инвалидностью Узбекистан в 2021 году ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года). В соответствии со ст. 8 данной Конвенции государства-участники обязуются повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов.

И такой уникальный институт узбекистанского гражданского общества как махалля, может стать неоценимым помощником в деле продвижения инклюзивного общества. При условии создания новых и использования имеющихся возможностей, махалли смогут вести работу по социальной адаптации неслышащих людей. Общеизвестно, что неформальное общение способствует формированию атмосферы взаимного уважения, принятия физических особенностей человека, милосердия, взаимопомощи и сплоченности общества. Такое неформальное общение происходит при проведении на территории сходов граждан спортивных, просветительных и других мероприятий по организации досуга. Здесь возможно использование навыков общения на жестовом языке членов семей неслышащих людей, приглашенных сурдопереводчивоков, чтецов для создания условий общения, а возможно и обучения жестовому языку желающих из числа слышащих. Приобретение таких навыков, даже на минимальном уровне, облегчит жизнь людей с глухотой и сделает насыщенней жизнь тех, кто слышит.

Действия по активизации осуществления инвалидами по слуху своих прав человека и основных свобод на местном уровне окажут серьезную поддержку развитию нашего общества в направлении «Семья – махалля – инклюзивное общество». Тем самым будут реализовываться обязательства, взятые Узбекистаном при ратификации Конвенции о правах инвалидов.

 

Сафарова Нонна,

сотрудник

Национального центра

Республики Узбекистан

по правам человека

UZDAILY

Darakchi.uz

Uz24.uz

Редакция газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока»

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech