ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА И ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА

 Мирзатилло ТИЛЛАБАЕВ,

доктор юридических наук, профессор

 

Аннотация. В статье анализируется международный и национальный опыт в сфере образования по правам человека. Освещены вопросы реализации Всемирной программы образования в области прав человека в ряде зарубежных странах. Кроме того, проанализирован опыт Узбекистана в данной сфере, в частности, принятия Национальной программы образования в области прав человека.

Ключевые слова: Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека, образование в области прав человека, Узбекистан, Национальная программа, имплементация.

 

Аннотация. Мақолада инсон ҳуқуқлари соҳасидаги таълим бўйича халқаро ва миллий тажриба таҳлил қилинган. Инсон ҳуқуқлари соҳасидаги Жаҳон таълим дастурининг қатор хорижий мамлакатларда амалга оширилиши масалалари ёритилган. Шунингдек, ушбу соҳада Ўзбекистон Республикасининг тажрибаси, хусусан, Инсон ҳуқуқлари соҳасидаги Миллий таълим дастурининг қабул қилиниши таҳлил қилинган.

Калит сўзлар: БМТнинг Инсон ҳуқуқлари соҳасида таълим ва тайёргарлик тўғрисидаги декларацияси, инсон ҳуқуқлари соҳасидаги таълим, Ўзбекистон, миллий дастур, имплементация.

 

Abstract. The article analyzes international and national experience in the field of human rights education. The issues of the implementation of the World Program of Human Rights Education in a number of foreign countries are highlighted. In addition, the experience of Uzbekistan in this area was analyzed, in particular, the adoption of the National Human Rights Education Program.

Key words: UN Declaration on Human Rights Education and Training, human rights education, national program, implementation.

 

«Просвещение и обучение с целью формирования уважения этих прав и свобод» – этот основополагающий принцип образования в области прав человека закреплен в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Право на образование в области прав человека не является новым правом; это одна из составляющих частей права на образование в том виде, в котором оно закреплено в международных и региональных договорах по правам человека. Речь идет не просто о возможности, зависящей от воли государств, а о правовом обязательстве, вытекающем из закрепления права на образование как такового в целом ряде международных договоров. Это обязательство общего характера проявляется в обязательствах уважать, защищать и осуществлять гарантированное право. На государстве также лежит ряд позитивных обязательств по обеспечению эффективной реализации права на образование в области прав человека.

В рамках ООН приняты международные договора, которые обязывает государства принимать меры по распространению знаний о положениях соответствующих договоров. Положения, касающиеся образования в области прав человека, включены также в Венскую декларацию и Программу действий (ч. I, п. п. 33, 34 и ч. II, п. п. 78–82), Декларацию и Программу действий Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, 2001 г. (Декларация, пункты 95–97, и Программа действий, пункты 129–139), Итоговый документ Конференции по обзору Дурбанского процесса, 2009 г. (п. п. 22 и 107), а также в итоговый документ Всемирной встречи на высшем уровне 2005 г. (п. 131).

Для оказания содействия инициативам в области просвещения по вопросам прав человека международным сообществом проведены различные мероприятия, такие как Всемирная кампания по общественной информации в области прав человека (с 1988 г. по настоящее время), которая занимается разработкой и распространением информационных материалов по правам человека, Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995–2004 гг.) и его План действий, который способствовал разработке и осуществлению всеобъемлющих, эффективных и устойчивых стратегий в интересах образования в области прав человека на национальном уровне, а также Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты (2001–2010 гг.), Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005–2014 гг.), Международный год обучения в области прав человека (2008–2009 гг.) и Международный год сближения культур (2010 г.)[1].

В декабре 2011 г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека. В декларации указано, что государства, соответствующие правительственные органы несут главную ответственность за продвижение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека. Согласно Декларации термин «образование в области прав человека» охватывает:

  1. a) знания и навыки – изучение прав человека и правозащитных механизмов, а также приобретение навыков их практического применения в повседневной жизни;
  2. b) ценности, мировоззренческие подходы и поведенческие модели – развитие ценностей и укрепление мировоззренческих подходов и поведенческих моделей, содействующих осуществлению прав человека;
  3. c) действия – принятие мер по защите и поощрению прав человека.

10 декабря 2004 г. Генассамблея ООН провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека (с 2005 г. по настоящее время) в целях содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах[2].

Всемирная программа состоит из последовательных этапов, чтобы в дальнейшем сфокусировать национальные усилия по образованию в области прав человека на конкретных секторах и проблемах:

первый этап (2005–2009 гг.) относился к образованию в области прав человека в начальной и средней школах;

второй этап (2010–2014 гг.) был посвящен образованию в области прав человека в системе высшего образования и программах профессиональной подготовки учителей и преподавателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военного персонала;

на третьем этапе (2015–2019 гг.) особое внимание было уделено подготовке сотрудников средств массовой информации в области прав человека в знак признания жизненно важной роли свободных, независимых и плюралистических СМИ в поощрение справедливости, отказа от дискриминации, уважения и прав человека;

– с 2020 по 2024 г. осуществляется четвертый этап Всемирной программы образования в области прав человека, который направлен на воспитание и обучение молодежи в духе равенства, соблюдения прав человека и недискриминации, позволяющих создать инклюзивное мирное общество.

Образование в области прав человека – это важная стратегия расширения прав и возможностей молодых людей как источника перемен и активных граждан, отстаивающих свои права человека и права других людей. Активизация усилий по реализации образования в области прав человека для молодежи, совместно с молодежью и с участием молодежи путем использования плана действий четвертого этапа Всемирной программы в качестве ориентира для подведения итогов и дальнейших действий является жизненно важным вкладом в мирное, справедливое и устойчивое будущее.

Общие положения об образовании в области прав человека являются частью национальных стратегий и планов или законодательства большинства государств, представивших доклады, включая Анголу, Аргентину, Бурунди, Колумбию, Италию, Латвию, Литву, Маврикий, Мексику, Румынию, Сальвадор, Словению и Турцию. В Анголе одним из основополагающих элементов Национальной стратегии в области прав человека (2020 г.) является содействие образованию и подготовке в области прав человека. В Колумбии в Национальном плане образования в области прав человека (2021–2034 гг.) особое внимание уделяется группам, находящимся в уязвимом положении и исторически подвергавшимся дискриминации, таким как женщины, дети, молодежь, инвалиды и др. В Литве в правительственной программе (2020–2024 гг.) приоритетным направлением является укрепление образования в области прав человека и борьбы с коррупцией. В Латвии в Руководстве по развитию образования (2021–2027 гг.) под названием «Навыки будущего для общества будущего» указано, что все формы образования и обучения должны включать содержание, способствующее пониманию прав человека, устойчивого развития и устойчивого образа жизни, гендерного равенства, культуры мира и ненасилия, глобальной гражданственности и культурного разнообразия.

В Аргентине, в соответствии с Национальным законом об образовании (№ 26206, 2006 г.), защита и поощрение прав человека являются неотъемлемой частью всех образовательных стратегий, разработанных Министерством образования с целью содействия образованию в области прав человека и формирования опирающейся на широкое участие демократической и ответственной гражданственности. В Турции, в соответствии с Законом о национальном образовании (№ 1739), цели национальной учебной программы включают обеспечение того, чтобы учащиеся осуществляли свои права, выполняли свои обязанности и были готовы к жизни в соответствии со своей индивидуальностью.

Права человека и другие соответствующие темы были включены в различные школьные предметы. В Румынии разработаны учебные планы факультативных предметов, посвященных вопросам прав человека, которые школы могут включать в учебную программу. Курсы или предметы по правам человека стали предлагаться в рамках системы высшего образования Анголы, Колумбии, Маврикия, Мексики, Российской Федерации, Словении и Эквадора, либо в рамках специальных программ по правам человека, ведущих к получению степени по правам человека, либо путем включения в другие учебные программы.

В Российской Федерации Консорциум российских университетов, который представляет собой группу университетов, располагающих магистерской программой по правам человека, организует ежегодную летнюю школу по правам человека. В Турции в 161 здании суда, расположенном по всей стране, Департамент судебной поддержки и услуг жертвам проводит занятия для жертв преступлений, включая детей и молодежь, по их правам, доступным им услугам и функционированию судебной системы, чтобы облегчить им доступ к правосудию. В Словении с 2005 г. власти продвигают образование в области прав человека среди детей и молодежи на международном уровне через проект «Наши права»[3].

Узбекистан активно участвует в кампании по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека, реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека. За последние годы в стране проделана значительная работа в сфере прав человека, в том числе по совершенствованию образования в области прав человека. Образование в сфере прав человека является одним из приоритетных направлений государственной политики в Республике Узбекистан по формированию культуры прав человека.

В 2019 г. Олий Мажлисом принята Национальная программа действий по выполнению положений Декларации ООН об образовании в области прав человека. Реализуется Национальная стратегия по правам человека, в рамках которой возложены задачи по внедрению в вузах учебных курсов по правам человека.

В августе 2020 г. под эгидой ООН успешно проведен Самаркандский международный форум, посвященный правам молодежи. Инициатива Президента Узбекистана о принятии Конвенции ООН о правах молодежи, выдвинутая на 75-й сессии Генассамблеи ООН, широко поддержана международным сообществом.

В силу достигнутого прогресса в области прав человека Узбекистан избран членом Совета ООН по правам человека на 2021–2023 гг.

5–6 декабря 2022 г. в г. Самарканде совместно с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека проведен Глобальный форум «Образование в области прав человека». Инициатива проведения данной конференции была выдвинута Президентом Республики Узбекистан на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета ООН по правам человека. По итогам Глобального форума принят Самаркандский план действий по развитию образования в области прав человека.

В рамках реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека на основе анализа передового международного опыта, широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций в феврале 2023 г. принята Национальная программа образования в области прав человека в Республике Узбекистан.

С учетом рекомендаций правозащитных структур ООН утверждена «Дорожная карта» по выполнению Национальной программы, а также образована Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан. Национальная комиссия под председательством директора Национального центра по правам человека состоит из представителей Сената Олий Мажлиса, МИД, Минюста, Минвуза, МНО, Минмахалли, Агентства по делам молодежи, Омбудсмана, Совета федерации профсоюзов, представителей ННО и СМИ, а также руководителей регионов.

Национальная программа предусматривает, что начиная с 2023/2024 учебного года в системе профессионального и высшего образования внедряются учебные и специальные курсы «Права человека», «Права женщин» и «Права ребенка».

20–28 февраля 2023 г. в Узбекистане проведена Неделя прав человека, в ходе которой организованы встречи с молодежью, флешмобы, семинары, конференции, круглые столы, различные конкурсы и презентации для детей, студентов.

Согласно Национальной программе принимаются меры по подготовке и изданию серии пособий и брошюр по вопросам прав человека, а также запуску Электронной платформы по образованию в области прав человека. В информационно-библиотечных центрах Республики Каракалпакстан и областей организуются направления «литература в области прав человека».

Национальный центр по правам человека будет ежегодно проводить национальный конкурс «Образование и инновации в области прав и свобод человека». Также открываются учебные курсы и семинары-тренинги по правам лиц с инвалидностью, женщин, детей и мигрантов в организациях, деятельность которых непосредственно связана с этими категориями лиц.

В системе переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов предусмотрено внедрение учебных курсов по правам человека и гендерному равенству, а также проведение учебных курсов «Бизнес и права человека» для предпринимателей и фермеров.

С 1 марта 2023 г. для сотрудников правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений организованы на постоянной основе краткосрочные учебные курсы по борьбе с применением пыток.

Национальная программа предусматривает также активное участие институтов гражданского общества, в частности – внедрение конкурса на государственные гранты и социальные заказы для негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества по направлению «Образование в области прав человека».

В сфере образования с целью подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области прав человека создана докторантура по специальности «Права человека» (юридические науки, социологические науки). Начал работу консорциум юридических вузов по обучению магистерской программе по правам человека.

На Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека возложена функция ведения регулярного мониторинга, внесения в соответствующие министерства и ведомства предложений и рекомендаций о качественной и своевременной реализации Национальной программы образования в области прав человека и «Дорожной карты». Предусматривается достижение следующих результатов путем реализации задач, определенных в Национальной программе образования:

дальнейшее совершенствование деятельности по повышению грамотности населения, особенно молодежи, в том числе распространению информации, образованию, а также повышение уровня культуры в области прав человека;

содействие освоению и пониманию в полной мере основных принципов и методов образования в области прав человека;

понимание различными группами населения сути и содержания прав и свобод человека, гендерного равенства;

формирование знаний и навыков по практическому применению прав человека работниками государственных органов;

совершенствование научно-исследовательского и учебного процессов в области прав человека, повышение качества образования;

содействие применению положений Декларации ООН по образованию и воспитанию в области прав человека и реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека;

развитие сотрудничества в сфере образования в области прав человека с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Советом Европы и другими международными организациями.

Образование в сфере прав человека имеет фундаментальное значение для поощрения всеобщего уважения и повсеместного соблюдения прав человека. Оно способствует повышению культуры прав человека, подразумевающей осознание и активное использование прав, свобод, соблюдение обязанностей в целях построения демократического общества. Кроме того, оно крайне важно для обеспечения полноправного участия людей во всех процессах принятия решений, затрагивающих их жизнь, – личных политических, экономических, социальных, культурных и экологических, а также для предотвращения правонарушений, насилия и конфликтов.

 

Источник: журнал «Демократизация и права человека», 1 (97) – 2023.

 

[1] См.: Всемирная программа образования в области права человека. Второй этап. План действий / ООН, УВКПЧ, ЮНЕСКО. – Нью-Йорк, Женева. 2012. – С. 13.

[2] Резолюция 59/113 A Генеральной Ассамблеи ООН.

[3] См.: Среднесрочный доклад о ходе работы по осуществлению на четвертом этапе Всемирной программы образования в области прав человека / Доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека / Документ ООН A /HRC/51/8.

 

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech