УЧЕТ ГЕНДЕРНОГО ВОПРОСА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП В КОНЦЕПЦИЯХ И СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА ДО 2030 ГОДА

Гендерное равенство как одна из глобальных целей устойчивого развития

 

Сегодня весь мир говорит о переходе на Новый мировой порядок. И мы говорим о Новом Узбекистане.  К 2030 году должен сформироваться Новый мировой порядок на основе 17 целей устойчивого развития. Продвижение гендерного равенства – это один из мегатрендов в построении Нового мира, о чем свидетельствует то, что одна из 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР) – Цель 5 - это обеспечение гендерного равенства. Это одна из главнейших характеристик и признаков Нового мира.

Отметим, что устойчивое развитие предполагает сбалансированное развитие  трех направлений - экономического развития, экологической безопасности и социальной защиты.  При этом, важнейший принцип Глобальной повестки -2030 – «Никто не должен остаться позади», что обуславливает необходимость уделения особого внимания уязвимым категориям населения, особенно женщин.

 

Обзор концепций и стратегий развития Нового Узбекистана до 2030 г

 

На основе глобальных целей в Узбекистане приняты национальные цели устойчивого развития и принимаются всесторонние меры для их достижения.

Помимо этого, практически во всех сферах приняты концепции и стратегии развития до 2030 года, в том числе Национальная стратегия по достижению гендерного равенства в 2020-2030 гг. и Национальная стратегия по правам человека, где особое внимание уделяется защите прав уязвимых категорий населения, включая женщин.

Указами главы государства утверждены ряд концепций в политической, экономической, социальной и культурной сферах.  Так, в политической сфере одним принята Концепция административной реформы в Республике Узбекистан.

Любые реформы сопровождаются совершенствованием правовой базы. Поэтому особо следует отметить Концепцию совершенствования нормотворческой деятельности. Очень важно, что проводимые реформы были обеспечены надежной правовой базой, закрепляющей новые принципы развития.

Наибольшее количество концепций принято в экономической сфере, а именно утверждены:

 - Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года;

         - Концепция развития водного хозяйства до 2030 года;

- Концепция обеспечения Узбекистана электрической энергией до 2030 года;

- Концепция налоговой политики Республики Узбекистан;

         - Концепция реформирования таможенной службы;

- Концепция развития системы лесного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года;

 - Концепция развития нефтегазовой отрасли;

- Концепция развития атомной энергетики.

Особую значимость имеют концепции, принятые в социальной сфере:

- Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы ;

- Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года;

 - Концепция развития народного образования до2030 года;

- Концепция развития высшего образования до 2030 года;

- Концепция развития науки до 2030 года;

В сфере экологии принята Концепция охраны окружающей среды до 2030 года.  

Как правило, концепции сопровождаются дорожными картами на определенный период (как правило, 2-5 лет). В отличие от рамочных законов, требующих принятия ряда подзаконных актов для обеспечения реализации, в концепциях предусматриваются конкретные меры для достижения определенных целей и решения поставленных задач.  Дорожные карты, принятые вместе с концепциями и стратегиями, предусматривают широкий круг мероприятий по укреплению взаимодействия с международными партнерами, обмену и изучению передовых практик зарубежных государств.

На основе данных концепций и стратегий формируется Новый Узбекистан. При этом, отдельное внимание уделяется вопросам обеспечения гендерного равенства. Создание Нового Узбекистана, обновление государства невозможно без достижения гендерного равенства.

В Узбекистане сделано многое в этом плане. Приняты законы в соответствии с международными стандартами, созданы механизмы, реализуются проекты в сотрудничестве с международными партнерами. Принята отдельно Стратегия по достижению гендерного равенства в 2020-2030 гг.  Это свидетельствует о позитивной твердой политической воле нашего государства в продвижении гендерного равенства. О прогрессе в данном направлении свидетельствует и улучшение позиций Узбекистана в мировых гендерных индексах.

 

Гендерное равенство как один принципов построения Нового Узбекистана

 

Несмотря на то, что обеспечение гендерного равенства – отдельная цель среди 17 целей устойчивого развития, в рамках других целей также предусмотрены задачи касательно гендерного равенства. Это говорит о комплексном подходе к вопросам гендерного равенства. Учет гендерной проблематики должен быть обеспечен во всех сферах развития. Возникает вопрос, насколько данный принцип учтен в наших концепциях и стратегиях развития.

Обзор национальных концепций и стратегий развития до 2030 года показывает, что гендерный вопрос не отражен во всех из них. Вместе с тем, в концепциях и стратегия развития, после 2019 года, то есть после принятия двух гендерных законов,  уже можно отметить наличие положений касательно обеспечения гендерного равенства.

В вышеуказанных концепциях и стратегиях в сфере экономического развития  гендерный вопрос затронут только в Концепции развития водного хозяйства до 2030 года. В Концепции обеспечения Узбекистана электрической энергией до 2030 года гендерный вопрос не затронут, однако Министерство энергетики восполнило этот пробел принятием Дорожной карты по обеспечению гендерного равенства. Это одно из первых министерств, принявших отдельную дорожную карту по вопросам гендерного равенства. В остальных концепциях гендерный вопрос не затронут.

В Концепции охраны окружающей среды до 2030 года гендерный вопрос не учтен, хотя мировая практика показывает, что экология и гендерное равенство – два тесно взаимосвязанных вопросам, более того есть движение за экофеминизм, направленное на более активное участие женщин в решении экологических проблем. Однако, данная тенденция уже развивается и в Узбекистане, в частности, во многих проектах по вопросам изменения климата внедрен гендерный компонент и активно изучаются вопросы защиты прав женщин в условиях изменения климата, предлагается в проект Национального адаптационного плана включить ряд положений по защите женщин в условиях климатических изменений.

В концепциях развития в сфере социального развития гендерный вопрос учтен более широко. Так, Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019-2025 годы предусматривает отдельную главу по охране здоровья матерей и детей. Однако, хотелось бы, чтобы под охраной было здоровье не только женщин-матерей, а в целом всех женщин, особенно уязвимых категорий женщин.

В Концепции  развития народного образования до 2030 года и  Концепции развития высшего образования до 2030 года уделяется отдельное внимание важности обучения девочек. Особое внимание девочкам и девушкам уделено в Концепции развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года. Некоторые отдельные положения касательно женщин включены в Концепцию общественной безопасности Республики Узбекистан 2022-2025 гг.

Таким образом, гендерный вопрос включен в большей степени в концепции развития в сфере социальной защиты и в меньшей степени учтен в других сферах. Однако, комплексный гендерный подход, закрепленный законодательством, предполагает включение гендерного вопроса во всех концепции и стратегии развития.

 

Дальнейшие перспективы совершенствования концепций и стратегий развития с учетом гендерного фактора

 

Как было отмечено выше, важно обеспечить принятие гендерно-ориентированных концепций и стратегий развития.

Для этого, следуя примеру Министерства энергетики можно принять отдельную дорожную карту по обеспечению гендерного равенства. Либо, в последующих дорожных карт по реализации вышеуказанных стратегий следует включить отдельный раздел, посвященный вопросам гендерного равенства.

Так, например, очень важно обеспечить учет гендерных аспектов при проведении административных реформ. Так, сокращение количества министерств в рамках административных реформ, с одной стороны, оптимизировало структуру управления, с другой стороны – привело к снижению представленности численности женщин среди министров, что может оказать влияние на оценку международным сообществом проводимых реформ.

Отдельно следует отметить Концепцию развития науки до 2030 года, В данной концепции также не учтен гендерный вопрос. Однако, гендерный дисбаланс среди ученых обуславливает необходимость принятия мер по повышению гендерной чувствительности данной концепции.

Кроме того, в некоторых случаях, в концепциях и стратегиях закрепляется важность обеспечения гендерного равенства, однако в дорожных картах не предусмотрены конкретные меры для достижения поставленной задачи. Важно, чтобы в дорожных картах был предусмотрен четкий механизм реализации указанных в стратегии задач.

Учет гендерного вопроса в концепциях и стратегиях развития будет способствовать реализации комплексного гендерного подхода и более эффективной реализации гендерной политики в целом.

 

Шухрат Рахманов

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой «Международное право и  права человека»

Центра повышения квалификации юристов

Фируза Хамдамова 

доктор философии по юридическим наукам,

докторант Национального центра по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech